Панель управления
Сайт о тюнинге автомобилей ВАЗ, Лада » Ваз-2107 » Сигнализатор напряжения своими руками или "хранитель" аккумулятора
Рекомендуем



Сигнализатор напряжения своими руками или "хранитель" аккумулятора

Просмотров: 4449 | Категория - Ваз-2107
Разработанный сигнализатор напряжения бортовой сети автомобиля служит для световой и звуковой сигнализации при нештатных ситуациях (отсутствие тока зарядка аккумулятора, превышение напряжения на аккумуляторе выше нормы).

При обрыве ремня привода генератора или при его проскальзывании, питание всех электрических устройств автомобиля будет осуществляться от аккумуляторной батареи. Это может привести к ее глубокому разряду и выходу из строя. При отказе регулятора напряжения, напряжение бортовой сети при средних и высоких оборотах двигателя может существенно превысить номинальное (14...14,5В), что может испортить достаточно дорогие потребители электрической энергии автомобиля (лампы фар, аудиоаппаратуру и др.)

Предельные уровни напряжения, кроме световой сигнализации, дублируются звуковым сигналом для привлечения внимания водителя.

Устройство сигнализатора напряжения расмотрим по блок-схеме. приведенной на рисунке 1 "+" питания от аккумуляторной батареи (АБ) через выключатель зажигания (ВЗ) подается на стабилизатор напряжения (СН) и устройство сравнения (УС). При срабатывании устройства сравнения питание через ключ (К) подается на звуковой генератор (№Г) и, соответственно на звуковую сигнализацию (НА) и световую сигнализацию (HL). "-" питания устройства сигнализации подсоединяется к массе автомобиля, соединенной с "-" аккумуляторной батареи.
Сигнализатор напряжения своими руками или "хранитель" аккумулятора


Стабилизатор напряжения выполнен на интегральном стабилизаторе DA1 (рис. 2), имеющим напряжение стабилизации 9 В. На входе и выходе стабилизатора установлены конденсаторы С1 и С2 для сглаживания пульсаций и снижения уровня помех.

Сигнализатор напряжения своими руками или "хранитель" аккумулятора


Устройство сравнения состоит из делителей напряжения на R1, R2 и R3 - R4. Делители на переменных резисторах R1 и R2 подключены непосредственно к аккумуляторной батарее. Их движки подсоединены ко входам 1 и 5DD1 соответственно. Делитель R3-R4 соединен с выводами 2 и 6 DD1, элементы которой выполняют функцию ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ. Чтобы сформировать управляющее напряжение для ключа, соответствующее логике работы сигнализатора (высокий уровень как при пониженном, так и при повышенном напряжении, нулевой уровень в нормальном режиме работы аккумуляторной батареи), выхода 3 и 4 микросхемы подключаются соответственно ко входам 9 и 8, а с выхода 10 сигнал подается на вход 12. Вход 13 подключается к +Un. Выходной сигнал с вывода 11 DD1 поступает на ключ VT1. Емкости C3 и C4 служат для подавления паразитной генерации в переходной период ( в момент переключения от одного уровня выходного сигнала к другому).

При высоком уровне на выходе 11 микросхемы, ключ открывается, включается световая сигнализация на светодиоде HL1, а также напряжение питания подается на звуковой генератор на микросхеме DA2. Времязадающим элементами генератора являются резисторы R8, R9 и емкость С6. С выхода 3 DA2 к + Un подключается пьезокерамический излучатель звука HA1.

Перед установкой сигнализатора на автомобиль необходимо произвести настройку уровней срабатывания. Как правило, нижний уровень выбирается равным 12,6 В, а верхний - 15В.

Для настройки необходимо иметь источник стабилизированного напряжения с перестройкой от 10 до 16 В и измерительный прибор с погрешностью не более 1%.Перед подключением сигнализатора к источнику питания необходимо вывести движок потенциометра R1 в нижнее положение, а движок R2 - в верхнее.

Подключаем сигнализатор к источнику питания и устанавливаем напряжение питания 13,6 В. Изменением положения движков потенциометров R1 и R2 добиваемся исчезновения звукового и светового сигналов. Уменьшаем напряжение до 12,6 В и движком R2 добиваемся срабатывания сигнализации. Увеличиваем напряжение до 15В и вначале движком R1 добиваемся исчезновения сигналов, а затем возвращаем движок немного назад, чтобы сработала сигнализация.

Изменяя напряжение в диапазоне от 10 до 16В, убеждаемся в наличии сигналов, когда напряжение составляет 10...12,5В и 15... 16В. В диапазоне от 12,6 до 15В световая и звуковая сигнализация должны отсутствовать.

Сигнализатор устанавливается в салоне автомобиля в любом удобном для наблюдения месте передней панели. "+" питания сигнализатора подсоединяется к клемме "30"ключа выключения зажигания, "-" - к массе автомобиля в удобном для подключения месте (возможно подключение провода "-" клемме INT выключателя зажигания).
Автор: vixr 19 июля 2013

Авто-новости